История мебельного искусства
Черчение
Методичка
Графика
Архитектура
Стили
Мебель 20 века
Контрольные
Начертательная геометрия
Барокко и рококо
Каталог мебели
Карта сайта

СТУЛ, СКЛАДНОЙ: складывающийся стул, обычно имеющий конструкцию типа ножниц. На верхней илл. изображен греческий табурет, на нижней — готический вариант, который, хотя и сохранил форму, но из-за жесткой конструкции перестал быть складным. СТУККО: название отделочной техники формованными вручную гипсовыми украшениями. СТЫК: Зазор между камнями в стене, чаще всего заполняемый штукатуркой. 2. В мебели — имеющиеся или намечающиеся зазоры в местах соединения плоскостей.

Распространению стиля барокко в значительной мере способствовали многочисленные альбомы с рисунками образцовых предметов мебели. Проекты мебели создавались талантливыми архитекторами и мастерами-мебельщиками (Деккер, Габерманн, Гоппенхаупт).

Среди предметов мебели для сидения встречаем целый ряд разнообразных решений: дощатый стул с резной спинкой и точеными ножками (415), кресло с витыми ножками и гладкими поверхностями обитых тканью спинок и сидений (419), стул с гнутыми ножками, высокой плетеной спинкой и плетеным сиденьем (416), кресло во французском духе, обитое бархатом и отделанное бахромой (420). Интересной формой является и стол, в котором прямые линии и гладкие поверхности столешницы и царги сочетаются с динамичными линиями ножек и проножек (417).

В Германии барочное искусство, поставленное на службу феодальной знати, в полной мере расцветает лишь в XVIII веке. Правящие дворы, аристократы состязаются в возведении роскошных, богато убранных дворцов. В этом особенно преуспевают венский, затем баварский, саксонский и прусский дворы, ориентирующиеся на пышные, парадные формы французского официального искусства. Андреас Шлютер, один из виднейших мастеров этого времени, на рубеже XVII—XVIII веков работал в Берлине при дворе курфюрста Фридриха III.

В убранстве мебели важное место отводится инкрустациям костью и металлами, но не выходит из употребления и резьба по дереву (418). Можно упомянуть еще технику рельефной интарсии из цветного дерева, первооткрывателем которой считается мастер А. Эк. В развитии мебельных форм юг Германии опережал северные области, так как сюда быстрее проникало итальянское влияние. Значительные центры мебельного производства стожились в прирейнских областях, в городах Майнц, Вюрцбюрг, и особенно в Нейвиде, где работали знаменитые мебельные мастера Абрахам и Давид Рентгены.

В Испании сложившиеся в эпоху позднего Возрождения формы мебели украшаются — иногда до перенасыщения — элементами барочного декора (423). Наряду с прежними мебельными формами появляется несколько новых типов мебели для сидения.

Вершиной испанского барокко являются исключительно богатые по формам творения архитектора Чурригеры (1650-1723). Не случайно испанский барочный стиль иногда обозначают термином «чурригеризм». К известным работам этого мастера относятся резные деревянные алтари, покрытые позолотой.

Различные этапы развития испанских барочных форм в мебели для сидения представлены на илл. 427, 429, 426, 432, 425, 428.

СФИНКС: каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой в древнем Египте, олицетворявшее власть фараона; в древнегреческой мифологии — крылатое существо с туловищем льва и головой женщины, задававшее неразрешимые загадки. СУНДУК: средневековое изделие мебели, выполненное из досок плотницким способом; первоначально с резным геометрическим орнаментом, позднее — вплоть до замены его шкафом — использовался во всех стилях, причем не только по своему прямому назначению, но и для сидения, как скамья.


Вернуться на главную страницу