История мебельного искусства
Черчение
Методичка
Графика
Архитектура
Стили
Мебель 20 века
Контрольные
Начертательная геометрия
Барокко и рококо
Каталог мебели
Карта сайта

СТЕЛА: в антике отвесно стоящая каменная плита надгробия с надписями или надгробный памятник с изображением умерших. Также применялась в мебели, особенно в ренессансе. СТОЛ-КОНСОЛЬ: половина стола, большей частью под крупным настенным зеркалом в роскошном исполнении. На илл. изображен богато позолоченный стол-консоль немецкого барокко.

Ведущим центром французской художественной мебели был Париж. В мастерских парижских мастеров-чернодеревцев изготовлялась мебель стиля рококо, которой обставлялись резиденции короля и придворной знати. После 1743 года вошло в правило ставить клеймо мастера или цеха на особенно качественные предметы мебели. Эта форма защиты качества продукции была последним отголоском цехового строя. Во второй половине XVIII столетия парижские цехи («Maitres menuisiers et ebenistes» — «корпорация столяров и чернодеревцев») объединяли около 1200 мастеров-мебельщиков. Производившаяся ими мебель удовлетворяла не только отечественные потребности, но в большом количестве вывозилась и за границу. [an error occurred while processing this directive]

Виднейшие мастера этого заключительного этапа барокко-рококо: немец по происхождению Ж. Ф. Обен, автор знаменитого бюро короля Людовика XV, и Ж. А. Ризенер, тоже выходец из Германии, помощник Обена, возглавивший после его смерти мастерскую и завершивший работу над «бюро короля». Разработанная в это время форма бюро с цилиндрической крышкой послужила прототипом для современных конторок.

Французское рококо оказало влияние на аристократическую культуру всех европейских стран. Особенно пышно этот стиль расцвел во внутреннем убранстве роскошных дворцов отдельных немецких князей. В общих чертах немецкое рококо не столь утонченно и женственно, как французское, несмотря на то, что художественная мебель Германии испытывала сильное влияние парижских образцов. Как и во Франции, в Германии стиль рококо достигает полной зрелости в середине XVIII столетия. Среди ведущих немецких мастеров-мебельщиков этого времени были отец и сын Рентгены, но их деятельность будет рассмотрена в связи со следующим стилевым этапом.

В прикладном искусстве Германии стиль рококо начинает складываться в 1730-х годах. Быстрому распространению этого стиля на юге страны содействовали проекты мебели и различных предметов декоративного убранства интерьеров, выполнявшиеся Кювилье, Габерманом, Мейлем. Другой значительный центр рококо сложился при дворе прусского короля Фридриха II. Здесь ведущим мастером был Гоппенхаупт, внесший в утонченное искусство орнаментики рококо много новых элементов, позаимствованных из природы. Среди мебельщиков, работавших для потсдамских дворцов (1750—1760-е годы), виднейшими были Мельхиор Камбли и Шпиндлер. Проекты Иоганна Румпа оказали значительное влияние прежде всего на формирование бюргерской мебели.

Около 1760—1770-х годов капризные, беспокойные, доведенные до крайнего перенасыщения формы начинают постепенно «успокаиваться». Творчество мастеров, работавших для дворцов, оказывало сильное влияние и на формы мебели, предназначенной для обстановки бюргерских жилищ. Однако в немецкую бюргерскую мебель формы французской художественной мебели проникали в очищенном от излишеств, творчески переработанном виде.

СТРУКТУРА ДРЕВЕСНОЙ ПЛИТЫ: столешница изготовлена методом пяти- слойного фанерования (1), внутренний слой древесины покрывается с обеих сторон черновой рубашкой (2), а поверх этого — фанерой ценных пород древесины (3). Затем крепится кант, сделанный из твердых пород древесины. СТУЛ, ВИНДЗОРСКИЙ: изготовленное в Англии в 1750 г. кресло из точеных прутьев. Красивая, простая рустикальная мебель для сидения, созданная по этому образцу, изготовляется в большом количестве и в настоящее время


Вернуться на главную страницу