История мебельного искусства
Черчение
Методичка
Графика
Архитектура
Стили
Мебель 20 века
Контрольные
Начертательная геометрия
Барокко и рококо
Каталог мебели
Карта сайта

СПЛАЧИВАНИЕ: изготовление сплошной деревянной поверхности из отдельных досок различными способами соединения по ширине, например, при настиле полов. На илл. показаны: А. соединение шипом в торцовый паз; В. соединение при помощи вставного шипа; С. соединение в четверть. СТЕКЛО, КРУГЛОЕ ОКОННОЕ: перед тем как появилось листовое стекло, створки окон остеклялись круглыми стеклами с утолщением посередине, в свинцовой оправе.

КЛАССИЦИЗМ

Классицизм конца XVIII века — это дань великого столетия мебельного искусства античным художественным формам. Во Франции, где новый стиль именуется стилем Людовика XVI, классицизм был последним в ряду «королевских стилей». Четыре предыдущих охватывают всю эпоху барокко, от самого раннего, еще переходного этапа до рококо.

Принцип периодизации «по королям» носит, естественно, весьма условный характер. Было бы, например, неверным хронологические рамки классицизма определять годом смерти Людовика XV (1774) и 1789 годом. Подобного рода периодизация еще менее оправдана для других стран.

Во Франции в рассматриваемый период самыми богатыми заказчиками и меценатами все еще были королевская семья и придворная аристократия. Влияние двора распространялось на все отрасли искусства, включая и художественную мебель.

Рококо, с его вычурностью, манерностью, чрезмерной декоративностью, не могло долго продержаться, несмотря на всю талантливость мастеров, представлявших этот стиль. Вскоре после расцвета, приходящегося на середину века, стиль обнаруживает признаки усталости, повторяемости; ряды его приверженцев быстро редеют. В печати, чутко реагирующей на смену вкусов, появляются статьи с острыми нападками на рококо и с призывами к искусству более рациональному, более трезвому. "Зарождающийся новый стиль — классицизм — в полной мере отвечал запросам времени.

Эти события имели и свою предысторию: раскопки, проведенные в Геркулануме (1738) и Помпеях (1748), а также появившиеся по их следам труды историка Винкельмана и других ученых, породили новую волну интереса к античному искусству. Появившись сначала в архитектуре, формы классицизма постепенно проникают и в прикладное искусство, в том числе и мебель. Капризно изогнутые формы и динамичный орнамент рококо начинают «успокаиваться» уже в середине 1760-х годов. Линии выпрямляются, членения поверхностей становятся все более простыми и ясными. Отсюда и берет свое начало новый стиль, который достигнет полной зрелости в период правления Людовика XVI (1774-1789).

При смене стилей всегда существует переходный этап, на котором старое некоторое время продолжает уживаться с новым. Подобный этап тем более неизбежен в случае таких взаимоисключающих стилей, какими были рококо и классицизм. Не сразу были изжиты, например, изогнутые линии рококо; правда, теперь они приобретают большую плавность и очень тонко увязываются с античными орнаментальными мотивами. Надо сказать, что переходные формы, несущие на себе печать слияния или борьбы двух стилей, иногда более интересны, чем образцы, чистые в стилевом отношении.

«СТАЛАКТИТОВЫЙ СВОД»: свод исламской архитектуры, состоящий из ниш и свисающих заостренных окончаний, напоминающих наросты в сталактитовой пещере. СТОЛЯРНАЯ МЕБЕЛЬ: мебель, элементы которой построены и оформлены по точной конструктивной системе. Конструкция подобной мебели имеет ясные очертания, без подражания архитектурным формам. Примером мебели такого типа является рамочно-филеночная вязка.


Вернуться на главную страницу