История мебельного искусства
Черчение
Методичка
Графика
Архитектура
Стили
Мебель 20 века
Контрольные
Начертательная геометрия
Барокко и рококо
Каталог мебели
Карта сайта

СГРАФФИТО: разновидность декоративной живописи; устойчивая к атмосферным влияниям живопись на стенах, особенно на фасадах. На стену наносится слой сырой штукатурки, на который накладываются слои разноцветной штукатурки. Затем при помощи скребков штукатурка процарапывается на различную глубину таким образом, чтобы получилась многоцветная картина. СЕРВАНТ (креденца, буфет): известное в различных формовариантах характерное изделие старонемецкого стиля XIX в. СИЛУЭТ: контурная линия формы или теневое изображение; часто это вырезанный из черной бумаги портрет или изображение в профиль.

В начале 1770-х годов новые веяния в прикладном искусстве из Франции и Англии проникают и в Германию. В дворцовых интерьерах, в мебели начинают господствовать прямые линии и спокойная, выдержанная в светлых тонах орнаментика. Осваивая классицистические формы, немецкие столяры оперировали привычными для них материалами и техническими приемами. Французское влияние сильнее всего отразилось на формах дорогой мебели. Примером тому могут служить фанерованные светлым махагони, украшенные тонким набором маркетри и бронзовой пластикой шкафы и столы мебельщика Давида Рентгена (1743—1807). В ранних работах Рентгена, созданных около 1770 года, все еще сильны следы рококо. Но уже в середине 70-х годов он поставляет мебель, исполненную в классицистических формах. Особенно славились его монументальные бюро с цилиндрической крышкой и письменные столы. Рентген работал в Нейвиде, в мастерской, унаследованной им в 1772 году от отца, Абрахама Рентгена. В этой мастерской, а точнее —мастерских было занято более ста столяров, бронзовщиков, резчиков и техников. Давид Рентген поставлял мебель многим европейским дворам. Он содержал мебельные магазины в Париже и Берлине. Изяществом форм и тонкостью набора маркетри изделия Рентгена иногда превосходили работы Ризенера и других крупных парижских мебельщиков.

Создавая предметы обстановки, близкие к французским образцам, —секретеры с застекленной верхней частью, комоды, столы, кресла и т. д., — немецкие жастера способствовали распространению стиля Людовика XVI по всей Германии, до Берлина и Вены, которые стали ведущими центрами немецкого классицистического мебельного искусства XVIII века.

Около 1800 года по следам растущего влияния английских образцов начинает производиться мебель более простых, пуританских форм; предметы большей частью рубятся (т. е. не фанеруются), материал — красное дерево, груша, ясень, тополь. Эта качественно выполненная, но скромная мебель вместе с бумажными обоями и другими аксессуарами пуританского быта проникает не только в буржуазные жилища, но и в покои роскошных дворцов.

Немецкий и австрийский классицизм получил очень меткое наименование: стиль цопф, в котором хорошо отражено то главное, что отличает его от классицизма французского. В Австрии и Венгрии стиль цопф, пришедший на смену венскому буржуазному рококо Марии Терезии, расцвел в годы правления Иосифа II (1780—1790) (в Вене цопф именуют и «стилем Иосифа II» — «Josephinischer Stil»). Образцом для венского цопфа служил, очевидно, отфильтровавшийся в Германии английский классицизм. Росту влияния английской мебели в это время способствовали и многочисленные руководства для краснодеревцев, распространившиеся по всей Европе.

Венская мебель не утратила своего былого значения и в период стиля цопф; более того, ее влияние и популярность возросли. В частности, она оказала довольно сильное влияние на венгерскую мебель, особенно в начале XIX века. Венские столярные изделия исполняются с исключительной тщательностью; в их отделке, декоре есть идущая от французских образцов красота и элегантность., Предеметы часто украшаются тонкочеканной бронзой, но в основном в виде деталей лицевой фурнитуры (ручки и пр.). Мебель преимущественно рубленая, поверхности членятся рамками низкого рельефа. Однако не выходит из употребления и традиционная фанерованная мебель, инкрустированная шашечным орнаментом.

Характерными образцами бытовой мебели этого времени были крупные двухстворчатые шкафы с неизжитыми следами барокко (535) и жесткие по силуэтам комоды с рамочным оформлением ящиков (536, 543). В отдельных случаях рубленые (не фанерованные) дверцы шкафов и передние стенки ящиков комодов из чисто декоративных соображений обрабатывались резными рамками. Кровати исполнялись без балдахинов, с пуританской простотой форм и резного декора (541). Простотой конструкции и убранства отличались и предметы мебели для сидения; спинки исполнялись как мягкими, так и ажурными (537, 539, 540); прямые, сужающиеся книзу ножки были либо гладкими (537), либо обрабатывались каннелюрами (538, 543) и резьбой низкого рельефа (538, 542). Небольшие письменные и туалетные столы очень скромно украшались инкрустацией (534).

В интерьере стиля цопф простота и строгость форм компенсировались изяществом линий и цветовых сочетаний. Рисунок и цвет обоев, занавесей и обивки мебели тщательно гармонировались.

СИРЕНА: древнегреческое мифологическое существо с телом птицы и женской головой, в стилизованном виде фигурирует во всех стилях. Особенно популярный мотив романского стиля. СОЕДИНЕНИЕ В УС: соединение двух досок или реек под углом в 45° при изготовлении рам для картин или рамочно- филеночной вязки. Рейки для рам являются предметом торговли; из них изготавливаются также облицовочные рейки для филеночных рам.


Вернуться на главную страницу