Стили мебельного искусства романский, готический, ренессанс

Математика
Контрольные
Карта

Византия

Христианство в IV веке одержало победу и стало в Древнем Риме государственной религией

Император Константин перевез в Византию самые ценные греческие и римские произведения искусства

Различные изображения и описания позволяют судить о том, что в мебели вначале поддерживались римские традиции, но позднее ее формы стали более грубыми, появилось множество вычурных украшений.

В первые столетия нашей эры влияние восточных форм сказалось не только в Византии, но и в северных областях, населенных варварскими племенами, и даже в Китае

Ислам

В VII веке разрозненные арабские племена были объединены магометанской верой в могущественную нацию, которая расширила свои завоевания до Пиренейского полуострова.

Молодые люди из знатных семейств принимали участие в крестовых походах скорее с познавательной целью и возвращались домой с новыми идеями и предметами искусства.

Необузданная фантазия арабов превосходила даже абстракцию византийцев.

Романский стиль

В период правления Карла Великого, около 800 года в Ахене были построены церковь и дворец На развалинах Римской империи христианская церковь приступила к покорению мира, к обращению его в свою веру.

Угодный богу, кажущийся вечным общественный порядок не благоприятствует развитию

Сундук в средневековье был универсальной мебелью, он мог одновременно служить кроватью и мебелью для сидения, даже дорожным чемоданом во время частых и длительных путешествий королей и знатных господ

Наряду с простыми сундуками-скамьями в церквах использовали более высокие сундуки с короткими ножками и дверками

К декоративным элементам мебели относятся кованые накладки, ряды гвоздей из кованого железа, цветные расписные орнаменты. Мотивы перенесены из архитектуры без соблюдения классических пропорций

Готический стиль В результате хотя и медленного, но непрестанного развития средневековых общественных отношений и искусства возник новый стиль, достоверно отразивший происшедшие перемены.

Быстрее всего смена стиля отражается на архитектурных формах

Жители средневековых городов были преданными членами городской общины

Толчком к распространению рамочно-филеночной вязки явилось изобретение в 1320-х годах лесопильни, которая была использована впервые только в 1322 году.

Лучшие мастера, изделия которых отличаются прекрасной обработкой, учитывающей особенности материала, были родом из Рейнской области и из Фландрии (Кёльн и Гент).

Варианты готического стиля могут, быть разделены на две основные группы: северную и южную. Северная представлена готическим искусством таких стран, как Франция, Нидерланды, северо-западная Германия и Англия, причем особое значение имеет нидерландское искусство. На юге готический стиль распространяется прежде всего в южной Германии, Швейцарии и в Австрии.

В период готики возросло число находящихся в употреблении типов мебели, что свидетельствовало о развивающейся культуре быта.

Характерным признаком этого шкафа помимо рамочной конструкции является членение высокого цоколя и карниза и широкий пояс, соединяющий оба яруса, в котором часто размещаются выдвижные ящики

Кровать в готическом стиле, если она не была встроена в стену, имела полубалдахин, полный балдахин или большой, подобный шкафу деревянный каркас, а в южных странах Европы — дощатую конструкцию с архитектурным членением, резьбой и цветной отделкой. Встраивание кроватей в стену и пологи служили для защиты от холода в плохо обогреваемых помещениях.

Мебель для сидения постепенно становилась более разнообразной, однако все еще неохотно отделялась от стен

Элементами свободно трактованного растительного орнамента являются виноградные листья и гроздья, гирлянды, завитки, розетки, бугристый с прожилками лиственный орнамент, цветы, щиты и украшенные лентами картуши

Южнонемецкий стиль был распространен в Альпийских странах — в Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Штирии, Каринтии и Верхней Австрии

В Италии, где по-прежнему черезвычайно сильным было влияние античных традиций, готический стиль считался варварским; уже в самом названии его нашло выражение пренебрежение к чуждому по духу искусству северных стран

В Испании мебельное искусство и архитектура придерживались французского направления

Ренессанс зарождается в Италии XIV века Ренессанс, следовательно, означал не просто смену художественных вкусов, был не просто духовным, культурным явлением, а принес глубокие перемены, охватившие все области жизни; перемены, которые на определенном этапе социально-экономического развития общества, в период развертывания капиталистических отношений, дали себя знать повсюду

Главные заказчики этого времени — правители итальянских городов-республик и богатые горожане — поручают архитекторам решение новых, светских задач.

В эпоху Ренессанса формообразование носит уже рациональный, планомерный характер: предметы зарождаются сначала на бумаге, в виде проектов, и лишь затем по этим проектам выполняются в материале.

Столярное дело в этот период достигает высокого художественного уровня

Предметы обстановки, все еще немногочисленные, большей частью размещаются вдоль стен просторных помещений

С новыми формами и разнообразием решений встречаемся мы и в мебели для сидения

Формы итальянской ренессансной мебели в разных областях страны имеют ярко выраженные местные черты

Богатая, очень рельефная резьба и позолота характеризуют художественную мебель Рима и Неаполя, формирующуюся под влиянием флорентийских образцов.

Влияние архитектурных форм сильнее всего сказалось на флорентийских кассоне, сохранивших, однако, благородную простоту и ясность композиции

Важное место в жилом интерьере отводится кровати

В Голландии и Фландрии ренессансная мебель второй половины XVI века развивается главным образом под влиянием рисунков образцовых предметов мебели архитектора Вредемана де Вриса

Зрелый стиль Тюдоров приходится на время правления короля Генриха VIII (1520 —1550), но в этот же период формы обнаруживают растущее влияние французских, и особенно голландских образцов

Посудный шкаф (dresser). Первая половина XVII в

Немецкое Возрождение делится на два этапа: раннее Возрождение (до середины XVI века) и позднее (до 70-х годов XVII столетия).

На юге Германии итальянское влияние более ощутимо

Типично испанской мебельной формой можно считать кабинет обработанный лаком и ажурными накладками

До нас не дошло ни одного предмета венгерской раниеренессансной мебели

Искусство барокко, с его патетикой, пышностью форм, было призвано прославлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь

Обширное, сложное по структуре внутреннее пространство церкви увеличивалось и за счет иллюзорного пространства живописных плафонов

Начиная с середины XVII столетия Италия постепенно утрачивает ведущую роль

В эпоху барокко архитектурные формы в мебели применяются без особой строгости и последовательности

В каркасной мебели (стулья, кресла, диваны и пр.) также происходит переход от суровых прямолинейных очертаний к изогнутым линиям; мебель становится более легкой и по-домашнему, уютной

На главную страницу сайта